воскресенье, 19 мая 2013 г.

Как наладить дисциплину на уроке?


Как наладить дисциплину на уроке?

 

Вопрос дисциплины это тема очень актуальная. Вообще плохое поведение, как я считаю, это только верхушка айсберга. Причины кроются гораздо глубже.

 

Их много! Это и очень развитые, гиперактивные дети, вечно занятые родители, системы платных занятий (частные школы, центры развития и т.д.), где затрагивается денежный вопрос и именно он встает во главе стола, так сказать. когда Идет борьба за выживание, т.к. большая конкуренция, поэтому берут всех лишь бы платили деньги.

 

Расскажу пару слов о своей ситуации. Когда у меня был коллектив, то проблем с дисциплиной не было. Эти проблемы начались, когда наша школа вступила в проект «Соловецкие юнги»…рассказать дальше.

 

С такой ситуацией сталкиваются многие, подтверждение этому письма, которые приходят мне на почту. Наверно каждое 3 письмо это письмо о проблемах с дисциплиной.


 

Вот одно из писем: «Работаю хореографом 3-й год в частном детском центре. Хорошие условия, но этот индивидуальный подход (который диктует руководство)… Дети ощущают свою безнаказанность и перестают соблюдать дисциплину. Все попытки “легких” наказаний тщетны… Иногда это выматывает до предела, перечитала массу литературы, ничего не помогает. Может Вы подскажете, как в подобной ситуации себя вести».

У меня на сайте есть статья, как раз это письмо и подтолкнуло меня к ее написанию, она называется «Как бороться с плохим поведением на уроке?». Дата ее публикации декабрь 2010 года и до сих пор туда пишут комментарии. Вот достаточно зайти на эту статью и почитать, что там пишут. Зачитаю пару комментариев, чтобы вы были в курсе о чем речь.


Привели ко мне в младшую группу (для 5-леток) двух братьев Богдана и Глеба -одному 5 лет, другому 3,5. Ну я как обычно взяла детей на урок и сказала, что после урока будет все ясно. Как я и предполагала, со старшим Богданом проблем не было, зато младший оказался «не в теме». Объясняю родителям, что для этого возраста есть другая группа-там больше играют, не так сложно. Но родители уперлись-нам удобно в эти дни и в это время (кстати это-самая серьезная проблема нашего Центра -невозможно рассортировать детей по возрасту и умению, потому что главный аргумент родителей-нам удобно именно в эти дни и время и никакие объяснения и уговоры не помогают). Ну что делать-взяла. Месяц ребята вроде бы проходили без эксцессов. А потом началось -младшему ведь скучно, я же не могу переделывать урок, ну вот и начал он играться с ковриком, замки из него строить, пещеры. Нормальный парень! Только вот другим это мешает заниматься-вот незадача)) Я -свой обычный метод, который на девочках срабатывает на 100%-отбираю коврик и говорю, что когда надумает заниматься-верну. И тут***Такого у меня еще за 20 лет ниразу не было: Парень начинает орать на меня благим матом, что он меня убьет и то-то со мной сделает и минут 5 на эту тему фантазирует, а потом набрасывается на меня с кулаками и начинает лупить. Хорошо, что у меня дома 5-летний сын и  я эту ситуацию быстро пресекаю, переключаю Глеба и в конце занятия он счастливый и довольный идет домой. Я решила, что все проблема исчерпана. Но не тут-то было. Теперь эта ситуация начинает повторяться каждый урок. Переключить-то несложно, но вот тут я поняла, что это-неслучайное стечение обстоятельств, а воспитание. Наконец, где-то на 3-4 урок решила подойти к няне. Рассказала ей ситуацию- она на меня круглыми глазами:» Да ВЫ, что! Наш Глебушка -такой примерный мальчик! И дома у нас такого не бывает!» Ну что тут скажешь(( Вот теперь их уже 3 занятия нет. С одной стороны я вздохнула спокойно, урок пошел куда эффективнее.


Или вот еще:

 

А меня пятилетняя девочка назвала козой :-), она влетела в клас возбужденая после игры с другими детьми, за ней и другая трехлетняя повторила но она у меня не занимается. Было при родителях, родители сами были в шоке и одна из мам заставила свою пятилетнюю дочку извиниться. А я от неожиданости не нашлась даже что сказать, но было очень не приятно. Кто-нибудь сталкивался с подобным?Как лучше реагировать?

 

И последнее для полноты картины:

 

«У меня» два брата-акробата» скоро меня в «ковёр закатают и попрыгают» ,а за ними остальные. Дети от 4 до 6, я с ними только 3й месяц»

 

В общем, суть картины ясна. Что тут посоветуешь? Сразу хочу сказать, что единого рецепта, как добиться хорошей дисциплины на уроке, нет. Для каждой ситуации должен быть свой подход. Это зависит от возраста детей, в первую очередь и даже, от каждого ребенка в отдельности. Так называемый индивидуальный подход никто не отменял.

 

Давайте для начала обратимся к профессионалам и посмотрим, что советую психологи. Как улучшить дисциплину на занятии? и разберем каждый пункт, и я постараюсь прокомментировать, что работает на моей практике, а что нет. Вы тоже подключайтесь к обсуждению. Т.е. на каждый пункт пишите «Да» если у вас это работает или «Нет», если не работает, можно обосновать сказанное.

 

Итак…

 

1. Контакт глазами: никаких слов - только взгляд.
2. Физическое приближение: продолжая вести урок, просто подойдите и встаньте рядом с учеником, без контакта глазами и без слов.
3. Используйте имя ученика: делайте это, периодически вставляя имя ученика в контекст урока.
4. Посылайте "секретный сигнал". Можно использовать какие-то жесты, смысл которых известен детям. Например, приложить палец к губам и сказать: "тсс!" или скрестить руки.
5. Приготовить заранее стопку одинаковых записок с таким содержанием: "Пожалуйста, перестань делать то, что ты сейчас делаешь."
6. Делайте неожиданности. Начните говорить тихим голосом. Измените ваш голос: используйте необычную манеру говорить, звуки, ударения или другой язык. Говорите монотонно, высоким или низким голосом.
7. Временно прекратите вести урок. Вам нужно только сказать: "Дайте мне знать, когда будете готовы продолжить урок". Попросите об одолжении. Измените деятельность.
8. Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения: полезнее не говорить ученику-нарушителю о его плохом поведении, а уделить внимание кому-то из одноклассников, кто, может быть, сидит рядом и ведет себя хорошо.
9. Благодарите учеников, которые делают то, что вы просили сделать;
10.Пересаживайте учеников: меняйте их местами. Посадите ученика на 5 минут на стул "размышлений", где нарушитель может подумать о том, как себя вести. "Стул размышлений" должен находиться вне поля зрения остальных учеников.
11. Можно повесить в классе перед глазами учеников плакат с "заклинаниями" примерно такого содержания: " Я могу спокойно работать" "Я могу изменить свое поведение"
12.Отнеситесь к ученику, демонстрируя ему ваши: приятие, внимание, уважение, одобрение, теплые чувства.

 

Конечно, в первую очередь нужно искать причины плохого поведения на уроках. Если из урока в урок дисциплину нарушают все или, скажем так по очереди, то один. То другой. Причина одна, возможно детям не интересно, то, как вы ведете урок и здесь нужно пересмотреть структуру урока, методы подачи материала. Быть более чуткими и восприимчивыми к настроению учеников на уроке.

 

Есть педагоги, которые работают так, запланировано, что-то сделать, значит надо сделать и они, как танки выдают информацию. Конечно, дети устают и начинают баловаться. Человек может воспринимать информацию 15-20 минут, потом мозгам нужна разгрузка, потому, что мозг перестает воспринимать информацию.

 

Поэтому, если видите, что дети начали отвлекаться, смени род деятельности, поиграйте с ними, проведите пару упражнений на развитие артистичности, актерского мастерства. Особенно это касается малышей. Они утомляются еще быстрее и смена деятельности с ними должна меняться примерно каждые 10 минут. Дети любят новые впечатления. Поэтому делайте так, чтобы детям было все время интересно, что ваш урок был похож на увлекательное путешествие или приключение. Малыши очень любят играть, поэтому нарушите у меня не играют. Я сразу это обозначаю, когда вижу первые попытки нарушения дисциплины, так и говорю «Кто не умеет себя вести, тот играть не будет»

 

Если же нарушение дисциплины идет все время от одного и того же ученика или учеников (как правило их 1-2), тогда нужно работать уже с этим (ми) учеником(ми).

Что я только не перепробовала за время своей работы. Чтобы проблем с дисциплиной не было. Ну, или хотя бы, чтобы свести эти проблемы к минимуму. Конечно, в первую очередь нужно подключать к этой проблеме родителей. Объяснить, что ребенок мешает Вам вести занятие и, соответственно мешает остальным заниматься. При необходимости можно подключить родителей остальных детей, которые, кстати, тоже платят деньги и их дети хотят полноценно заниматься, но им не дают нарушители дисциплины. Можно сказать родителям «нарушителя», что родители остальных детей недовольны, тем, что их ребенок мешает остальным и просят принять меры. Что, если подобное поведение на уроках не прекратиться Вы вынуждены будете отреагировать: собрать родительское собрание, позвать директора школы и решать проблему вместе.

Из собственно опыта могу сказать, что дети, которые не слушают Вас, точно так же не слушают и своих родителей. Это очень часто бывает! Наблюдала такую картину не раз. Нажалуешься маме, она тут же выказывает ребенку свое недовольство, а он либо вообще ее не слышит, взгляд пустой. Либо начинает на кого-то валить, типа он не виноват это Петя или Ваня его смешил или что-то там делал, либо быстро извиняется, зная, что за его “извини” ему тут же все проститься. Короче, от таких родителей толку мало. На следующий урок этот ребенок придет и все начнется сначала.

Поэтому Ваша задача, во-первых, выявить лидера, нарушителя дисциплины. Потому, что у детей всегда цепная реакция. Стоит начать одному, все подхватывают. А начинают, как правило, одни и те же. И найти какую-то точку соприкосновения с этим ребенком. То, что будет действовать на него безотказно.

Например, был у меня мальчик, невозможно с ним было совладать. Но выяснилось, что папу он своего очень боится. Поэтому раздобыла телефон папы и если что-то не так, то говорила: “Все! Я звоню папе!” Несколько раз звонила, кстати, так после этих звонков ребенок шелковый ходил пару недель. Потом, правда, опять начинал вести себя плохо, приходилось опять “папой пугать”. Зато сейчас уже 3-ий год занимается с дисциплиной проблем почти нет. Многие мамы «прикрывают» своих детей от пап. Так, что имейте в виду, что иногда телефончик папы иметь, тоже не помешает. А то у нас как-то принято все с мамами разговаривать и вести диалоги.

Еще у меня есть один сейчас мальчик. Тоже хоть в лоб, хоть по лбу, говоришь ему он на тебя смотрит и продолжает свое. Я заметила у него такую особенность, что когда я делаю ему замечание его взгляд блуждает, а если он смотрит на меня, то такое чувство как будто он смотрит “сквозь меня”, т.е. пропускает мои слова мимо ушей. Вроде и слушает, а вроде и нет. В общем, совершенно случайно я как-то разозлилась на него, взяла его за предплечье, он начал смотреть по сторонам, как обычно. Я сказала ему “Смотри на меня” и начала спрашивать, что я только что объясняла, что он понял, о чем я попросила и все глядя прямо в глаза. Удивительно, но на него подействовало это так, что потом он весь урок смирный был. Есть, кстати, такой прием в психологии, мне подруга потом рассказала. Так, что чисто интуитивно я все правильно сделала. Теперь я с ним все время так общаюсь, если не понимает.

Можно, как-то стимулировать детей. Например, назначать помощника, того, кто сегодня Вам помогает и отвечает за дисциплину. Попробуйте нарушителя дисциплины назначить ответственным. Бывает, это помогает.

Еще не плохой метод это занятие по клубной системе. Занятие в режиме нон-стоп. Это когда дети постоянно что-то делают, тогда им просто некогда будет баловаться. Либо нужно так выстроить урок, чтобы дети все время были заняты. Понятно, что нужно время, чтобы что-то объяснить, но в этом возрасте делайте это как можно короче, сказали пару слов и тут же дали на закрепление материал в игровой форме, чтобы понять поняли дети или нет. Поверьте, если кто-то что-то не понял, то в игре они очень быстро разберутся, что к чему.

Что еще могу сказать по поводу того, как наладить дисциплину. У детей должен быть какой-то стимул. Недаром в школе есть дневники и оценочная система. Это дисциплинирует детей.

 

Для малышей можно придумать например альбомы или блокноты куда они будут приклеивать звездочки (вырезанные из бумаги) или наклейки за то, что хорошо занимались. Была неплохая идея у одного преподавателя. Она на первом уроке рассказывала детям сказку про богиню танца Терпсихору, как будто бы Терпсихора передала ей волшебные бусины разных цветов и наказала детям собирать волшебные бусы, кто быстрее соберет бусы и у кого в бусах будет больше всех красных бусинок получат от богини танца призы.

 

 Преподаватель выдала детям на первом уроке веревочки на которые они будут нанизывать бусины. И потом каждый урок выдавала детям бусины, если на 5 занимался – красную, если на 4 – синюю, если на 3 – желтую, если совсем ничего не делал или баловался ничего. Таким образом, дети, во-первых, все что-то получают (нет обиженных), во-вторых, они вовлечены в процесс собирания бус, т.е. что-то у них останется в конце года, в-третьих, соревновательный элемент присутствует (кто быстрее, кто лучше).

 

Эту идею можно и для дошкольников взять 5-6 лет и для младших школьников она тоже прекрасно подойдет. Вот если разделить детей на дошкольников и школьников, то для дошкольников важна такая мотивация (бусы, звездочки, наклейки), т.е. то-то, что они могут потрогать, для детей постарше, школьников 3-7 класс важна соревновательность, для младших школьников подходит и то и другое.

 

Давайте теперь поговорим о детях постарше. Для них важно соревнование – это заложено в психологических особенностях этого возраста. Вот от этого и нужно отталкиваться. Придумывайте разного рода соревнования. Ну, и про стимул тоже нужно не забывать. Только если для малышей важно, что бы было что-то, что можно потрогать, то со старшими проще, здесь достаточно например, установить какую-нибудь систему баллов. Как это делала я. Баллы я ставила вместо оценок по 10 бальной системе. Была и система штрафов (за плохое поведение). Хорошо, если вы сделаете это наглядным, а не просто будете устно говорить. Т.е. какой-то стенд (как раньше в школах), где каждый урок будут прописываться баллы каждому члену группы, результат будет подсчитываться раз в (четверть, месяц, раз в 3 месяца) по результатам победитель что-то получает. Причем это может быть не просто какой-то приз в виде шоколада, шоколад ребенок может и сам себе купит, а что-то, что подтверждало бы его статус победителя (это важный психологический момент). Купите какую-нибудь статуэтку в виде балерины или что-то еще и пусть победитель забирает ее к себе домой, на тот период пока не определится новый победитель.

 

Устраивайте соревнования в процессе занятия. Кто лучше прыгнет, кто правильней сделает то или иное движение. Постоянно что-то придумывайте. Тогда дети не заскучают им будет интересно.

 

О чем еще стоит упомянуть?

 

  1. Будьте постоянны

Одна из ошибок многих преподавателей это то, что они не постоянны. Если вы чего-то не разрешаете, то придерживайтесь этой позиции всегда. Чтобы не было так, что сегодня вы ругаете детей за то, что разрешали вчера. Ученикам необходимо знать заранее, как вы отреагируете в определенных ситуациях. Им необходимо постоянство, чтобы ощутить существование порядка в окружающем мире.



Мы часто не даем ученикам возможности понимать, как мы поступаем. Нам необходимо помнить, что ученики быстро учатся манипулировать учителем, чтобы добиться своего. Они точно знают, сколько раз учитель скажет "нет", прежде чем им это позволит. Но если вы установите правило, говоря "нет!", иметь в виду "нет!" и не отступать от этого, то ваши ученики вскоре станут относиться к вам серьезно. Учитель, который не держит свое слово (по любому поводу), подрывает наивное доверие ребенка... Если учитель попадается в эту ловушку, ученики перестают ему верить.

 

  1. Обозначьте границы дозволенного

Когда дети приходят к нам в первый раз они очень скромные на первом занятии, потому, что еще не знают чего от вас ждать. На первых занятиях они изучают вас и проверяют границы дозволенного. Очень важно с самого начала обозначить эти границы и не позволять многого. Ошибка многих в том, что поначалу они хотят показаться хорошей, доброй тетей, чтобы дети захотели прийти снова, а на деле получается, что потом детей сложно подвести к каким –то нужным рамкам поведения, потому, что они уже распоясались. Поэтому делать это нудно сразу!

Хорошо, если вы напишите свод правил и будете повторять их с детьми вначале первых уроков. Может быть это будет свод правил в стихах, чтобы детям было интересней. Так дети уже будут заранее знать чего делать нельзя.

 

  1. Не смешивайте поступок ребенка с оценкой его личности.

 

Встречается такое, что если ребенок плохо себя вел на уроке (особенно это касается детей постарше, школьников), нужно быть способным проявлять строгость в отношении неправильного поведения и одновременно – терпимость и доброжелательство в отношении к личности в целом. Самый идеальный вариант, когда педагогу удается быть строгим педагогом на уроке и хорошим другом вне урока. Удается это очень не многим. Здесь есть риск того, что дружба может перейти в панибратство, что недопустимо, ученики не будут тебя воспринимать всерьез, либо быть очень строгим учителеми не иметь хороших отношений с учениками вне класса.

 

  1. Нужно понять причину плохого поведения

 

Часто плохое  поведение может быть симптомом более глубоких проблем. "Поэтому учителям очень важно понимать различие между симптомами и проблемами. Если это не вполне понятно, обе стороны конфликта, и учителя, и ученика, ждет большое разочарование, поскольку симптом устранить не удается". Часто от симптома неправильного поведения можно избавиться, только работая с самой проблемой.

 

Это могут быть проблемы в семье, нежелание ребенка заниматься, проблемы с одноклассниками, неудачи в школе и т.д. Здесь нужно работать с родителями.

 

Иногда дети сами такое выдают, что невольно понимаешь, что для ребенка такое поведение естественно. (Про Руслана, про Владлена) Очень часто проблемы идут из семьи. Поэтому оттуда и надо начинать, если вы видите, что помощиот семьи нет и не предвидится, тогда пробовать самим как-то налаживать отношения с ребенком.

 

Ну, и не могу не сказать еще такой вещи, не бойтесь расставаться с детьми. Если отношения не складываются, значит это не ваш ребенок. Если он мешает вам, другим детям, не дает полноценно вести занятие, значит и другие дети не получают полноценных знаний. Расставайтесь… Здоровье дороже! Уйдет один придет 5. Не доводите проблему до того, когда вам будут высказывать претензии другие родители, либо вообще начнут забирать детей в другие коллективы, где им дадут больше, чем вы.

 

Ваши вопросы?

Комментариев нет:

Отправить комментарий