Поурочная разработка по изучению чувашского танца.
Это серия уроков
по изучению чувашской
танцевальной культуры, рассчитанная на детей 12-13 -летнего возраста.
2) воспитание любви и
интереса к традиционной культуре чувашского народа;
3) влияние на
становление эстетического чувства и художественного вкуса;
4) освоение элементов
чувашской хореографии.
Первый урок « Танцевальная культура чувашского народа»
Тип урока: урок формирования новых знаний (с
использованием ИКТ технологий).
Методы и приемы: объяснение, демонстрация,
обсуждение.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер,
презентация.
Вводное слово учителя и актуализация имеющихся знаний.
Приветственное слово учителя: Сегодня мы с вами познакомимся с танцевальной
культурой чувашского народа, но сначала давайте вспомним, что мы знаем о народных
танцах.
Фронтальный опрос.
1. Какие народные танцы вам известны?
2. Какие народные танцы мы изучали?
3. Какие характерные особенности этих
танцев?
Примерные ответы детей.
1. Хоровод, кадриль, пляска, перепляс и др.
2. Мы изучали русские народные танцы: хоровод,
кадриль.
3. Русский народ отличается своей широкой душой, жаждой жизни.
Танец в основном коллективный - хоровод, который связывает всех воедино и
гармонизирует. В хороводе все связаны с центром - организующим началом, вокруг
которого концентрируется вся сила и энергия.
Для формирования новых
знаний учителем используется слайдовый ряд. Они демонстрируются в определенной
последовательности.
1. Текстовый слайд: тема занятия
Хореография чуваш
является самостоятельным пластом духовной культуры народа. Одной из важнейших
сфер духовной культуры каждого народа является его национально-самобытное
танцевальное искусство, формирующееся на основе культурно-бытовых традиций.
2. Иллюстрированный
слайд: массовая чувашская пляска.
Как и всякое искусство,
чувашские народные танцы возникли в
процессе труда. В них, как и в песнях, сказках, легендах, выражены лучшие черты
народа, его трудолюбие и понимание прекрасного.
В чувашском танце ярко
выражены чувства национальной гордости, достоинства, радости, любви,
возвышенности и трагичности. Его пластика, стиль и манера исполнения передают
национальный характер.
Чувашский народ с древнейших времен через пластику танца
выражал многообразие чувств. Желание подражать природе, повадкам животных и
птиц, передавать трудовые движения земледельцев, охотников, сборщиков плодов и
трав формировало своеобразную копилку танцевальных элементов, порождаемых самой
жизнью. Эти элементы, являясь формой передачи родовых традиций, средством
познания мира и способом выявления разнообразных дарований, складывались в
определенный язык движений традиционного национального танца, образуя в итоге
своеобразную пластическую летопись.
И в наши дни в культуре
чуваш бытуют хороводы-гадания, пляски-заклинания, магические танцы, детские
танцевальные игры, календарные плясовые действа, свадебные пляски, переплясы и
др.
3. Слайды:
хороводы-гадания, пляски-заклинания, магические танцы, детские танцевальные
игры, календарные плясовые действа, свадебные пляски, переплясы и др.
Какие же движения
помогают человеку передавать содержание танца? Движения эти пришли к нам из
глубины веков. В те далекие времена танец имел практический, утилитарный смысл,
подготавливая человека к жизнедеятельности. С течением времени, в связи с
изменениями деятельного начала, танцы теряли утилитарность, их лексика
постепенно утрачивала действенную, смысловую основу, а содержание приобретало
иной характер – это была своеобразная эволюция хореографической лексики
народных танцев. Развиваясь на протяжении многих веков, эти движения
становились традиционными.
4. Иллюстрированный
слайд: чувашские рукодельницы.
Содержание чувашского танца передается с помощью богатейшей палитры
выразительных средств, созданных народом на протяжении веков. Пластикой рук
воспроизводят движения реального трудового процесса: наматывание ниток,
прядение, сучение, вышивание, полоскание и т. п. Эти движения действенного
характера, выражающие конкретные элементы человеческого труда, исполняются они
без усилий, как в игре.
5. Иллюстрированный
слайд: чувашские плясуньи.
Основы хореографического
языка, лексики национального танца составляют традиционные элементы и движения,
дошедшие до нас от предков и продолжающие жить до настоящего времени. Они
состоят из различного вида шагов, ходов, ударов, дробей и выстукиваний,
соскоков и подскоков, разнообразных наклонов, поворотов и вращений, а также
положений головы, рук, корпуса, выражающих в синтезе гармонию образа, действия
и чувства.
Мы с вами
познакомились с историей возникновения чувашского танца и со спецификой исполнения чувашских
танцев, а теперь мы приступаем к просмотру видеоматериала.
Просмотр видеоматериала:
видеоролики с исполнением чувашских танцев.
Сегодня мы с вами
познакомились с танцевальной культурой чувашского народа, посмотрели видеоматериал с исполнением
чувашских танцев, а теперь я хочу услышать ваше мнение о чувашской танцевальной культуре.
Учащиеся высказывают свое
мнение, делятся впечатлениями.
- спасибо за урок. Урок очень понравился.
- интересно было
познакомиться с танцевальной культурой чувашского народа, с историей
возникновения чувашского танца, познакомиться с танцевальной лексикой
чувашского народа, со спецификой исполнения чувашских танцев.
- очень понравились выступления танцевальных
коллективов.
Оборудование:
магнитола, подборка музыкальных произведений.
Методы
и приемы: объяснение, демонстрация, практическая работа.
Ход
урока
1.
Актуализация прежних
знаний и умений.Проводится опрос учащихся о чувашской танцевальной культуре.
1. Как возникли чувашские танцы?
2. Какие чувства ярко
выражены в чувашском танце?
3. Какие чувашские танцы
вы знаете?
4. Какие движения
составляют лексику хореографического языка?
1. Как и всякое искусство, чувашские
народные танцы возникли в процессе труда. В них, как и в песнях, сказках,
легендах, выражены лучшие черты народа, его трудолюбие и понимание прекрасного.
2. В чувашском танце ярко выражены
чувства национальной гордости, достоинства, радости, любви, возвышенности и
трагичности. Его пластика, стиль и манера исполнения передают национальный
характер.
3. Хороводы-гадания, пляски-заклинания, магические танцы,
детские танцевальные игры, календарные плясовые действа, свадебные пляски,
переплясы и др.
4. Основы хореографического языка,
лексики национального танца составляют традиционные элементы и движения,
дошедшие до нас от предков и продолжающие жить до настоящего времени. Они
состоят из различного вида шагов, ходов, ударов, дробей и выстукиваний,
соскоков и подскоков, разнообразных наклонов, поворотов и вращений, а также
положений головы, рук, корпуса, выражающих в синтезе гармонию образа, действия
и чувства.
1.
Начинается занятие с поклона.
2. Далее
все учащиеся становятся в линии в затылок друг другу и выполняют разминку для
подготовки мышц к дальнейшей работе. Разминка обязательно включает в себя
комплекс упражнений для работы всех групп мышц. Далее переходим к
общеобразовательным упражнениям. Это разнообразные шаги, ходы, вращения,
бег. Музыка подбирается в соответствии с
характером и темпом исполнения упражнений.
Специфика
обучения хореографии связана с систематической и большой физической нагрузкой.
3. После
разминки начинаем изучать элементы танцевальных движений той
национальности, которую мы изучаем в данное время. В нашем случае элементы
традиционной чувашской хореографии.
Большое значение в методике преподавания имеют
и специфические положения рук, которые несут в себе смысловую характеристику.
Положение рук придает законченность различным позам. Кроме того, руки помогают
при выполнении различных движений.
Положения рук женщин в чувашском
народном танце.
2. Левая рука находится тыльной
стороной кулачка на талии, а правая плавно согнута в локте и подведена к левому плечу.
3. Кисти рук тыльной стороной касаются
талии.
4. Обе руки, свободно опущены вдоль
корпуса, слега провести вперед до уровня талии тыльной стороной ладоней вниз.
5. Правая рука, согнутая в локте,
находится кистью у левого плеча, а левая вытянута в сторону и поднята до уровня
головы.
6. Обе руки, согнутые в локтях,
подняты впереди корпуса до уровня груди. Правая рука сложена накрест с левой в
запястье, ладонями к себе.
7. Правая рука поднята ладонью вниз
до уровня головы, а левая отведена в сторону ладонью вниз.
8. Руки соединены накрест на груди и
переводятся в этом же положении, будто наматывают нитки.
- свободная: пятки
вместе, носки симметрично разведены в стороны на ширину плеч;
- вторая невыворотная:
ноги расставлены в стороны на ширину стопы. Стопы расположены параллельно друг
к другу;
- третья невыворотная:
пятка одной ноги ставится к середине стопы другой. Носки направлены в стороны;
- четвертая невыворотная:
ступня одной ноги параллельна и находится впереди другой на расстоянии стопы.
Носки стоп направлены вперед;
- шестая невыворотная: стопы стоят рядом, пятки и носки сомкнуты.
Шаг.
Музыкальный размер: 2/4.
Исходное положение: 6-я позиция ног.
Руки свободно опущены вдоль корпуса.
На «раз» - мягко шагнуть правой ногой
вперед, слегка скользнув стопой по полу;
«и» - поставить левую ногу к правой ноге
на низкие полупальцы;
«два, и» - повторить тоже, что на счет «раз, и».
Музыкальный размер: 2/4.
Исходное положение: 6-я позиция ног,
руки свободно опущены вдоль корпуса.
На «раз» - мягко шагнуть правой ногой
вперед, слегка скользнув стопой по полу;
«и» - поставить левую ногу к правой ноге на низкие полупальцы,
одновременно слегка приподняться на невысокие полупальцы правой ноги;
«два, и» - повторить то же, что на счет «раз, и».
Боковые шаги «Çивĕт» (Косичка).
Музыкальный размер: 2/4.
Исходное положение: 6-я позиция ног. Руки свободно опущены
вдоль корпуса.
На «раз» - шагнуть правой ногой вперед накрест левой,
скользнув стопой по полу, одновременно повернуть верхнею часть корпуса по направлению шага;
«и» - поставить
левую ногу на невысокие полупальцы рядом с правой, слегка приподнявшись на
невысокие полупальцы обеих ног;
«два» - шагнуть
правой ногой назад накрест левой, скользнув стопой по полу,
одновременно повернув корпус по направлению шага;
«и» - поставить
левую ногу к правой ноге на невысокие
полупальцы, слегка приподнимаясь на обеих ногах.
Движение исполняется с левой ноги, а также на месте по кругу.
Музыкальный размер: 2/4.
Исходное положение: 6-я позиция ног,
руки свободно опущены вдоль корпуса.
Движение занимает 2 такта.
1 такт.
На «раз» - сделать шаг левой ногой
вперед на всю ступню;
«и» - правую ногу, слегка согнув в колене, подтянуть к левой ноге,
одновременно приподнимаясь на полупальцах левой;
«два» - сделать шаг правой ногой назад на полупальцы;
«и» - подставить левую ногу к правой на всю ступню, слегка смягчив в коленях.
Музыкальный размер: 2/4.
Исходное положение: 6-я позиция ног на невысоких полупальцах. Руки свободно
опущены вдоль корпуса.
Затакт - слегка присесть на левой ноге, а правую ногу
приподнять от пола;
На «раз» - сделать шаг правой ногой
назад на полупальцы накрест левой;
«и» - левую ногу поставить влево на небольшое расстояние;
«два» - сделать шаг правой ногой на невысокие полупальцы;
«и» - подставить левую ногу рядом с правой ногой на всю ступню.
Движение исполняется с продвижением
назад, также его можно исполнить с левой
ноги.
«Елочка» с одной ноги.
Музыкальный размер: 2/4.
Исходное положение: 6-я позиция ног, руки
свободно опущены вдоль корпуса. Движение
исполняется продвижением.
На «раз» - сделать маленький шаг
левой ногой назад, одновременно сдвинуть пятку правой ноги на носочке вперед в
выворотное положение;
«и» - поставит правую ногу на невысокие полупальцы рядом с пяткой левой
ноги;
«два, и» - повторить на счет «раз, и».
Движение повторяется, также его можно
исполнить с левой ноги.
Музыкальный размер: 2/4.
Исходное положение:1-я
позиция ног, руки свободно опущены вдоль
корпуса.
Затакт – приподняв пятку правой ноги от пола и носок левой,
отвести вправо;
На «раз» - отпустить от пола пятку правой ноги и носок левой,
т.е. соединить носки, а пятку отвести в сторону;
«и» - приподняв
от пола носок провой ноги и пятку левой ноги отвести в право;
«два» - опустить
на носок правой ноги и пятку левой, т.е. соединить пятки, а носки отвести в
стороны.
Движение повторяется. Исполняется с продвижением вправо и
влево.
Музыкальный размер: 2/4.
Исходное положение: 6-я позиция ног.
Затакт – слегка сгибая колено,
отделить пятку правой ноги от пола;
На «раз» - быстро описав перед собой
небольшой полукруг правой ногой, перенести на нее тяжесть корпуса, колено
присогнуто, одновременно левую ногу, согнутую в колене, приподнять от пола,
носок у щиколотки правой;
«и»- переступить на полупальцах левой ноги;
«два» - переступить с носка на всю стопу правой ноги;
«и» - пауза.
Движение повторяется с левой ноги.
Может исполняться на месте с
продвижением (характер исполнения легкий, пружинистый).
Шаг с подскоком.
Музыкальный размер: 2/4.
Исходное положение: 6-я позиция ног.
Затакт – приподнять невысоко от пола
правую ногу;
На «раз» - сделать шаг вперед с
правой ноги, одновременно согнув перед собой левую ногу в колене, носок от
щиколотки правой оттянуть;
«и» - сделать подскок на полупальцах правой ноги;
«два, и» - повторить движение с левой ноги.
Движение может выполняться с поворотом вокруг себя.
Музыкальный
размер:2/4.
Исходное
положение: естественная 1-я позиция ног, руки свободно опущены вдоль корпуса.
Движение занимает два такта.
1
такт.
На
«раз» - повернуть пятку правой ноги вперед на подушечках стопы, не отрывая от пола и слегка смягчив
колени обеих ног;
«и»- подставить левую ногу по направлению носка, выпрямив колени
правой ноги;
«два» - повернуть пятку правой ноги
вперед на подушечках стопы, не отрывая от пола и слегка смягчив колени обеих
ног;
«и» - поставить левую ногу по
направлению носка, выпрямив колени правой ноги.
2
такт.
На
счет «раз», «и», «два», «и» повторить то же, что на первый такт.
Завершить
полный поворот в исходном положении.
И. п. - VI позиция ног, руки свободны,
корпус прямой или наклонен вперед.
Раз: правой
ногой удар в шестую позицию, левая поднимается на уровень щиколотки правой,
стопа сокращена;
И: левой ногой
удар в шестую позицию, правую ногу поднять на уровень щиколотки левой, стопа
сокращена.
Два – и: правой
ногой удар по шестой позиции.
Особенность притопов заключается в том, что они
исполняются только на согнутых в коленях ногах и, как правило, в конце
хореографической комбинации.
Как правило, эта часть урока
наиболее трудоемкая и психологически сложная для выполнения. Дети не всегда
понимают, для чего нужно много-много раз повторять какие-то немыслимые
движения, такие скучные и медленные. А так хочется их быстро исполнить… Для
облегчения этой проблемы перед каждым движением я спрашиваю конкретного ребенка
о следующем:
- Зачем следим во время исполнения, какая группа мышц должна работать, как должны работать руки и т. п. ; проанализируй, насколько правильно ты выполняешь данное движение.
Предполагаемый ответ
- Исполняем его для тренировки силы мышц, для отработки пластики рук, для растягивания связок; следим за центром тяжести корпуса. Ответы могут быть разнообразными.
Такие вот мини-опросы позволяют быстрому усвоению названий и сути исполняемого движения. Ребенок ставит перед собой конкретную задачу достичь требуемого результата, а именно: красоты исполнения упражнения, развитие эстетического восприятия собственных движений, наслаждение красотой движений, линий своего тела. Сопровождение движений яркой, образной музыкой ведет к эстетическому развитию ребенка, к гармонии музыки и художественного движения.
- Зачем следим во время исполнения, какая группа мышц должна работать, как должны работать руки и т. п. ; проанализируй, насколько правильно ты выполняешь данное движение.
Предполагаемый ответ
- Исполняем его для тренировки силы мышц, для отработки пластики рук, для растягивания связок; следим за центром тяжести корпуса. Ответы могут быть разнообразными.
Такие вот мини-опросы позволяют быстрому усвоению названий и сути исполняемого движения. Ребенок ставит перед собой конкретную задачу достичь требуемого результата, а именно: красоты исполнения упражнения, развитие эстетического восприятия собственных движений, наслаждение красотой движений, линий своего тела. Сопровождение движений яркой, образной музыкой ведет к эстетическому развитию ребенка, к гармонии музыки и художественного движения.
- Сегодня на уроке мы с вами
выучили основные положения рук, ног и познакомились с традиционными движениями
чувашского танца. Я надеюсь, что эти
знания вам пригодятся в будущем, так как мы с вами должны сохранять и развивать танцевальную культуру
нашего народа.
Поклон.
Оборудование: магнитола, подборка
музыкальных произведений.
Методы и приемы: объяснение,
демонстрация, практическая работа.
Ход урока
1. Актуализация прежних знаний.
Проверка знаний: 1. Показать положения рук в
мордовском танце.
2. Показать позиции ног в мордовском танце.
3. Продемонстрировать танцевальные элементы.
2. Совершенствование знаний и умений.
1.
Начинается занятие с поклона.
2. Далее
все учащиеся становятся в линии в затылок друг другу и выполняют разминку для
подготовки мышц к дальнейшей работе. Разминка обязательно включает в себя
комплекс упражнений для работы всех групп мышц. Далее переходим к
общеобразовательным упражнениям. Это разнообразные шаги, ходы, вращения,
бег. Музыка подбирается в соответствии с
характером и темпом исполнения упражнений.
3. После
разминки повторяются движения, выученные на прошлом уроке.
Постепенно,
достигая правильного исполнения, дети получают огромную радость, движения не
становится просто механической работой, а особым материалом, из которого можно
придумывать новые различные комбинации, позволяющие проявить себя как
творческую личность.
4. Затем
переходим к изучению комбинаций, этюдов.
Сегодня на
уроке мы с вами разучили танцевальный этюд. Теперь мы с вами не только
познакомились с отдельными элементами традиционной мордовской хореографии, но и
научились танцевать эти элементы под музыку.
Поклон.
Оборудование: магнитола, подборка музыкальных произведений.
Методы и приемы: объяснение, демонстрация, практическая работа,
творческое задание.
Ход урока.
1.
Актуализация прежних
знаний.
Проверка знаний: 1. Показать положения рук в
мордовском танце.
2. Показать позиции ног в мордовском танце.
3. Продемонстрировать танцевальные элементы.
4. Исполнить танцевальный этюд.
2. Совершенствование знаний и умений.
1. Начинается занятие
с поклона.
2. Далее
все учащиеся становятся в линии в затылок друг другу и выполняют разминку для
подготовки мышц к дальнейшей работе. Разминка обязательно включает в себя
комплекс упражнений для работы всех групп мышц. Далее переходим к
общеобразовательным упражнениям. Это разнообразные шаги, ходы, вращения, бег. Музыка подбирается в соответствии с
характером и темпом исполнения упражнений.
3.Затем
повторяем выученный этюд и переходим к индивидуальному самостоятельному
заданию.
4.
Индивидуальное самостоятельное задание: с помощью традиционных элементов
мордовской хореографии сочинить этюд ( имитация трудового процесса, хоровод,
пляска).
Дается
определенное время (5-10мин) для выполнения задания.
5. Учащиеся показывают
этюды собственного сочинения или группами, или по одному (соло).
3. Подведение итогов.
Сегодня на
уроке вы показали свое мастерство не только в исполнении этюдов, но и в их
сочинении. Молодцы!
Выставление оценок.
Завершается урок поклоном.
Завершается урок поклоном.
Рекомендации
по подбору музыкальных произведений:
Обязательно иметь в
наличии чувашские мотивы (фонограммы мордовских песен, танцев) :
- в медленном темпе;
- в среднем темпе;
- в быстром темпе.
- основное направление -
совершенствование восприятия музыкального искусства через осознание его
драматургии; воспитание у детей способности тонко чувствовать музыку, умения
передавать в жестах, движениях стиль произведения определенной эпохи;
- формирование
пространственных ориентиров, развитие пространственного мышления и воображения;
- совершенствование навыков основных движений,
выполняемых под музыку в разных музыкальных размерах: - 2/4, 3/4, 4/4, 3/8;
- обучение элементам
танца; выполнение творческих заданий с использованием знакомых танцевальных
"па", подбором пластики,
жестов в соответствии с характером музыкального произведения.
Таким образом, впечатления, полученные от движения
под музыку на уроках ритмики (через подключение к музыкальной памяти - памяти
мышечной), остаются на всю жизнь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий