воскресенье, 19 мая 2013 г.

Поурочная разработка по изучению чувашского танца


Поурочная разработка по изучению      чувашского танца.

Это серия  уроков  по изучению чувашской  танцевальной культуры, рассчитанная на детей 12-13 -летнего возраста.

 Основной целью серии уроков является приобщение подрастающего поколения к танцевальной культуре родного края и формирование эстетических начал у детей (эстетического вкуса, эстетического идеала, эстетических чувств).

 Главными задачами являются:
1) формирование у учащихся знаний об  истории возникновения чувашского танца;

2) воспитание любви и интереса к традиционной культуре чувашского народа;

3) влияние на становление эстетического чувства и художественного вкуса;

4) освоение элементов чувашской  хореографии.

 Ход занятий:

Первый урок « Танцевальная культура чувашского народа»

Тип урока: урок формирования новых знаний (с использованием ИКТ технологий).

Методы и приемы: объяснение, демонстрация, обсуждение.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

 Ход урока

                  Вводное слово учителя и актуализация имеющихся знаний.

Приветственное слово учителя:  Сегодня мы с вами познакомимся с танцевальной культурой чувашского народа, но сначала давайте вспомним, что мы знаем о народных танцах.

Фронтальный опрос.

1.     Какие народные танцы вам известны?

2.     Какие народные танцы мы изучали?

3.     Какие характерные особенности этих танцев?

    Примерные ответы детей.

1. Хоровод, кадриль, пляска, перепляс и др.

2. Мы изучали русские народные танцы: хоровод, кадриль.

     3. Русский народ отличается своей широкой душой, жаждой жизни. Танец в основном коллективный - хоровод, который связывает всех воедино и гармонизирует. В хороводе все связаны с центром - организующим началом, вокруг которого концентрируется вся сила и энергия.

 II.               Формирование новых знаний.

Для формирования новых знаний учителем используется слайдовый ряд. Они демонстрируются в определенной последовательности.

1. Текстовый слайд: тема занятия

Хореография чуваш является самостоятельным пластом духовной культуры народа. Одной из важнейших сфер духовной культуры каждого народа является его национально-самобытное танцевальное искусство, формирующееся на основе культурно-бытовых традиций.

2. Иллюстрированный слайд: массовая чувашская пляска.

Как и всякое искусство, чувашские  народные танцы возникли в процессе труда. В них, как и в песнях, сказках, легендах, выражены лучшие черты народа, его трудолюбие и понимание прекрасного.

В чувашском танце ярко выражены чувства национальной гордости, достоинства, радости, любви, возвышенности и трагичности. Его пластика, стиль и манера исполнения передают национальный характер.

Чувашский  народ с древнейших времен через пластику танца выражал многообразие чувств. Желание подражать природе, повадкам животных и птиц, передавать трудовые движения земледельцев, охотников, сборщиков плодов и трав формировало своеобразную копилку танцевальных элементов, порождаемых самой жизнью. Эти элементы, являясь формой передачи родовых традиций, средством познания мира и способом выявления разнообразных дарований, складывались в определенный язык движений традиционного национального танца, образуя в итоге своеобразную пластическую летопись.

И в наши дни в культуре чуваш бытуют хороводы-гадания, пляски-заклинания, магические танцы, детские танцевальные игры, календарные плясовые действа, свадебные пляски, переплясы и др.

3. Слайды: хороводы-гадания, пляски-заклинания, магические танцы, детские танцевальные игры, календарные плясовые действа, свадебные пляски, переплясы и др.

Какие же движения помогают человеку передавать содержание танца? Движения эти пришли к нам из глубины веков. В те далекие времена танец имел практический, утилитарный смысл, подготавливая человека к жизнедеятельности. С течением времени, в связи с изменениями деятельного начала, танцы теряли утилитарность, их лексика постепенно утрачивала действенную, смысловую основу, а содержание приобретало иной характер – это была своеобразная эволюция хореографической лексики народных танцев. Развиваясь на протяжении многих веков, эти движения становились традиционными.

4. Иллюстрированный слайд: чувашские  рукодельницы.

Содержание чувашского  танца передается с помощью богатейшей палитры выразительных средств, созданных народом на протяжении веков. Пластикой рук воспроизводят движения реального трудового процесса: наматывание ниток, прядение, сучение, вышивание, полоскание и т. п. Эти движения действенного характера, выражающие конкретные элементы человеческого труда, исполняются они без усилий, как в игре.

5. Иллюстрированный слайд: чувашские  плясуньи.

Основы хореографического языка, лексики национального танца составляют традиционные элементы и движения, дошедшие до нас от предков и продолжающие жить до настоящего времени. Они состоят из различного вида шагов, ходов, ударов, дробей и выстукиваний, соскоков и подскоков, разнообразных наклонов, поворотов и вращений, а также положений головы, рук, корпуса, выражающих в синтезе гармонию образа, действия и чувства.

 Мы с вами познакомились с историей возникновения чувашского  танца и со спецификой исполнения чувашских танцев, а теперь мы приступаем к просмотру видеоматериала.

Просмотр видеоматериала: видеоролики с исполнением чувашских танцев.

 III. Подведение итогов урока.

Сегодня мы с вами познакомились с танцевальной культурой чувашского  народа, посмотрели видеоматериал с исполнением чувашских танцев, а теперь я хочу услышать ваше мнение о чувашской  танцевальной культуре.

Учащиеся высказывают свое мнение, делятся впечатлениями.

-    спасибо за урок. Урок очень понравился.

- интересно было познакомиться с танцевальной культурой чувашского народа, с историей возникновения чувашского танца, познакомиться с танцевальной лексикой чувашского народа, со спецификой исполнения чувашских танцев.

-    очень понравились выступления танцевальных коллективов.

 
 Второй урок. «Элементы традиционной чувашской  хореографии».

 Тип урок: урок изучения нового материала.

Оборудование: магнитола, подборка музыкальных произведений.

Методы и приемы: объяснение, демонстрация, практическая работа.

 
Ход урока
1.     Актуализация прежних знаний и умений.
Проводится опрос учащихся о чувашской  танцевальной культуре.

1.     Как возникли чувашские  танцы?

2.     Какие чувства ярко выражены в чувашском танце?

3.     Какие чувашские танцы вы знаете?

4.     Какие движения составляют лексику хореографического языка?

 Ответы.

1. Как и всякое искусство, чувашские народные танцы возникли в процессе труда. В них, как и в песнях, сказках, легендах, выражены лучшие черты народа, его трудолюбие и понимание прекрасного.

2. В чувашском танце ярко выражены чувства национальной гордости, достоинства, радости, любви, возвышенности и трагичности. Его пластика, стиль и манера исполнения передают национальный характер.

3. Хороводы-гадания, пляски-заклинания, магические танцы, детские танцевальные игры, календарные плясовые действа, свадебные пляски, переплясы и др.

4. Основы хореографического языка, лексики национального танца составляют традиционные элементы и движения, дошедшие до нас от предков и продолжающие жить до настоящего времени. Они состоят из различного вида шагов, ходов, ударов, дробей и выстукиваний, соскоков и подскоков, разнообразных наклонов, поворотов и вращений, а также положений головы, рук, корпуса, выражающих в синтезе гармонию образа, действия и чувства.

 2. Формирование новых знаний и умений.

1. Начинается занятие с  поклона.

2. Далее все учащиеся становятся в линии в затылок друг другу и выполняют разминку для подготовки мышц к дальнейшей работе. Разминка обязательно включает в себя комплекс упражнений для работы всех групп мышц. Далее переходим к общеобразовательным упражнениям. Это разнообразные шаги, ходы, вращения, бег.  Музыка подбирается в соответствии с характером и темпом исполнения упражнений. 

Специфика обучения хореографии связана с систематической и большой физической нагрузкой.

 3. После  разминки начинаем изучать элементы танцевальных движений той национальности, которую мы изучаем в данное время. В нашем случае элементы традиционной чувашской хореографии.

 Большое значение в методике преподавания имеют и специфические положения рук, которые несут в себе смысловую характеристику. Положение рук придает законченность различным позам. Кроме того, руки помогают при выполнении различных движений.

Положения рук женщин в чувашском народном танце.

 1. Левая рука находится тыльной стороной кулачка на талии, а правая – слегка отведена в сторону ладонью вниз.

2. Левая рука находится тыльной стороной кулачка на талии, а правая плавно согнута  в локте и подведена к левому плечу.

3. Кисти рук тыльной стороной касаются талии.

4. Обе руки, свободно опущены вдоль корпуса, слега провести вперед до уровня талии тыльной стороной ладоней вниз.

5. Правая рука, согнутая в локте, находится кистью у левого плеча, а левая вытянута в сторону и поднята до уровня головы.

6. Обе руки, согнутые в локтях, подняты впереди корпуса до уровня груди. Правая рука сложена накрест с левой в запястье, ладонями к себе.

7. Правая рука поднята ладонью вниз до уровня головы, а левая отведена в сторону ладонью вниз.

8. Руки соединены накрест на груди и переводятся в этом же положении, будто наматывают нитки.

 Позиции ног

- свободная: пятки вместе, носки симметрично разведены в стороны на ширину плеч;

- вторая невыворотная: ноги расставлены в стороны на ширину стопы. Стопы расположены параллельно друг к другу;

- третья невыворотная: пятка одной ноги ставится к середине стопы другой. Носки направлены в стороны;

- четвертая невыворотная: ступня одной ноги параллельна и находится впереди другой на расстоянии стопы. Носки стоп направлены вперед;

- шестая невыворотная: стопы стоят рядом, пятки и носки сомкнуты.

Шаг.

Музыкальный размер: 2/4.

Исходное положение: 6-я позиция ног. Руки свободно опущены вдоль корпуса.

На «раз» - мягко шагнуть правой ногой вперед, слегка скользнув стопой по полу;

      «и» - поставить левую ногу к правой ноге  на низкие полупальцы;

      «два, и» - повторить тоже, что на счет «раз, и».

 Шаг «Ухǎнса».

Музыкальный размер: 2/4.

Исходное положение: 6-я позиция ног, руки свободно опущены вдоль корпуса.

На «раз» - мягко шагнуть правой ногой вперед, слегка скользнув стопой по полу;

      «и» - поставить левую ногу к правой ноге на низкие полупальцы, одновременно слегка приподняться на невысокие полупальцы правой ноги;

      «два, и» - повторить то же, что на счет «раз, и».

Боковые шаги «Çивĕт» (Косичка).

Музыкальный размер: 2/4.

Исходное положение: 6-я позиция ног. Руки свободно опущены вдоль корпуса.

На «раз» - шагнуть правой ногой вперед накрест левой, скользнув стопой по полу, одновременно повернуть верхнею часть  корпуса по направлению шага;

      «и» - поставить левую ногу на невысокие полупальцы рядом с правой, слегка приподнявшись на невысокие полупальцы обеих ног;

      «два» - шагнуть правой ногой назад накрест левой, скользнув стопой по полу,

одновременно повернув корпус по направлению шага;

     «и» - поставить левую ногу к правой  ноге на невысокие полупальцы, слегка приподнимаясь на обеих ногах.

Движение исполняется с левой ноги, а также на месте по кругу.

 «Вперед и назад на полупальцы».

Музыкальный размер: 2/4.

Исходное положение: 6-я позиция ног, руки свободно опущены вдоль корпуса.

Движение занимает 2 такта.

1 такт.

На «раз» - сделать шаг левой ногой вперед на всю ступню;

     «и» - правую ногу, слегка согнув в колене, подтянуть к левой ноге, одновременно приподнимаясь на полупальцах левой;

      «два» - сделать шаг правой ногой назад на полупальцы;

      «и» - подставить левую ногу к правой на всю  ступню, слегка смягчив в коленях.

 "Каялла кайни» (Продвижение назад).

 Музыкальный размер: 2/4.

 Исходное положение: 6-я позиция ног  на невысоких полупальцах. Руки свободно опущены вдоль корпуса.

Затакт -  слегка присесть на левой ноге, а правую ногу приподнять от пола;

На «раз» - сделать шаг правой ногой назад на полупальцы накрест левой;

      «и» - левую ногу поставить влево на небольшое расстояние;

      «два» - сделать шаг правой ногой на невысокие полупальцы;

       «и» - подставить левую ногу рядом с правой ногой  на всю ступню.

Движение исполняется с продвижением назад, также его можно исполнить с левой  ноги.

 «Елочка» с одной ноги.

Музыкальный размер: 2/4.

 Исходное положение: 6-я позиция ног, руки свободно опущены вдоль  корпуса. Движение исполняется продвижением.

На «раз» - сделать маленький шаг левой ногой назад, одновременно сдвинуть пятку правой ноги на носочке вперед в выворотное положение;

      «и» - поставит правую ногу на невысокие полупальцы рядом с пяткой левой ноги;

      «два, и» - повторить на счет «раз, и».

Движение повторяется, также его можно исполнить с левой ноги.

  «Гармошка».

Музыкальный размер: 2/4.

 Исходное положение:1-я позиция ног, руки свободно  опущены вдоль корпуса.

Затакт – приподняв пятку правой ноги от пола и носок левой, отвести вправо;

На «раз» - отпустить от пола пятку правой ноги и носок левой, т.е. соединить носки, а пятку отвести в сторону;

      «и» - приподняв от пола носок провой ноги и пятку левой ноги отвести в право;

      «два» - опустить на носок правой ноги и пятку левой, т.е. соединить пятки, а носки отвести в стороны.

Движение повторяется. Исполняется с продвижением вправо и влево.

 Па-де - баск.

Музыкальный размер: 2/4.

Исходное положение: 6-я позиция ног.

Затакт – слегка сгибая колено, отделить пятку правой ноги от пола;

На «раз» - быстро описав перед собой небольшой полукруг правой ногой, перенести на нее тяжесть корпуса, колено присогнуто, одновременно левую ногу, согнутую в колене, приподнять от пола, носок у щиколотки правой;

      «и»- переступить на полупальцах левой ноги;

      «два» - переступить с носка на всю стопу правой ноги;

      «и» - пауза.

Движение повторяется с левой ноги. Может исполняться на месте  с продвижением (характер исполнения легкий, пружинистый).

 Шаг с подскоком.

Музыкальный размер: 2/4.

Исходное положение: 6-я позиция ног.

Затакт – приподнять невысоко от пола правую ногу;

На «раз» - сделать шаг вперед с правой ноги, одновременно согнув перед собой левую ногу в колене, носок от щиколотки правой оттянуть;

      «и» - сделать подскок на полупальцах правой ноги;

      «два, и» - повторить движение с левой ноги.

Движение может выполняться  с поворотом вокруг себя.

  Вращение на месте на одной ноге.

Музыкальный размер:2/4.

Исходное положение: естественная 1-я позиция ног, руки свободно опущены вдоль корпуса. Движение занимает два такта.

1 такт.

На «раз» - повернуть пятку правой ноги вперед на подушечках  стопы, не отрывая от пола и слегка смягчив колени обеих ног;

      «и»- подставить левую  ногу по направлению носка, выпрямив колени правой ноги;

       «два» - повернуть пятку правой ноги вперед на подушечках стопы, не отрывая от пола и слегка смягчив колени обеих ног;

       «и» - поставить левую ногу по направлению носка, выпрямив колени правой ноги.

2 такт.

На счет «раз», «и», «два», «и» повторить то же, что на первый такт.

Завершить полный поворот в исходном положении.

 
Притопы.

И. п. - VI позиция ног, руки свободны, корпус прямой или наклонен вперед.

Раз:  правой ногой удар в шестую позицию, левая поднимается на уровень щиколотки правой, стопа сокращена;

И:  левой ногой удар в шестую позицию, правую ногу поднять на уровень щиколотки левой, стопа сокращена.

Два – и:  правой ногой удар по шестой позиции.

Особенность притопов заключается в том, что они исполняются только на согнутых в коленях ногах и, как правило, в конце хореографической комбинации.

Как правило, эта часть урока наиболее трудоемкая и психологически сложная для выполнения. Дети не всегда понимают, для чего нужно много-много раз повторять какие-то немыслимые движения, такие скучные и медленные. А так хочется их быстро исполнить… Для облегчения этой проблемы перед каждым движением я спрашиваю конкретного ребенка о следующем:
-  Зачем следим во время исполнения, какая группа мышц должна работать, как должны работать руки и т. п. ; проанализируй, насколько правильно ты выполняешь данное движение.
Предполагаемый ответ
- Исполняем его  для тренировки силы мышц, для отработки пластики рук, для растягивания связок; следим за центром тяжести корпуса. Ответы могут быть разнообразными.
Такие вот мини-опросы позволяют  быстрому усвоению названий и сути исполняемого движения. Ребенок ставит перед собой конкретную задачу достичь требуемого результата, а именно: красоты исполнения упражнения, развитие эстетического восприятия собственных движений, наслаждение красотой движений, линий своего тела.  Сопровождение  движений  яркой, образной музыкой ведет к эстетическому развитию ребенка, к гармонии музыки и художественного движения.

 
3. Подведение итогов

- Сегодня на уроке мы с вами выучили основные положения рук, ног и познакомились с традиционными движениями чувашского  танца. Я надеюсь, что эти знания вам пригодятся в будущем, так как мы с вами должны  сохранять и развивать танцевальную культуру нашего народа.

Поклон.

  
Третий урок. «Изучение танцевального этюда с элементами традиционной мордовской хореографии».

 Тип урока: урок формирования знаний и совершенствования умений.

Оборудование: магнитола, подборка музыкальных произведений.

Методы и приемы: объяснение, демонстрация, практическая работа.

 
Ход урока
1.     Актуализация прежних знаний.

Проверка знаний: 1. Показать положения рук в мордовском танце.

2. Показать позиции ног в мордовском танце.

3. Продемонстрировать танцевальные элементы.

2. Совершенствование знаний и умений.

1. Начинается занятие с  поклона.

2. Далее все учащиеся становятся в линии в затылок друг другу и выполняют разминку для подготовки мышц к дальнейшей работе. Разминка обязательно включает в себя комплекс упражнений для работы всех групп мышц. Далее переходим к общеобразовательным упражнениям. Это разнообразные шаги, ходы, вращения, бег.  Музыка подбирается в соответствии с характером и темпом исполнения упражнений. 

3. После разминки повторяются движения, выученные на прошлом уроке.

Постепенно, достигая правильного исполнения, дети получают огромную радость, движения не становится просто механической работой, а особым материалом, из которого можно придумывать новые различные комбинации, позволяющие проявить себя как творческую личность.

4. Затем переходим к изучению комбинаций, этюдов.

 3. Подведение итогов

Сегодня на уроке мы с вами разучили танцевальный этюд. Теперь мы с вами не только познакомились с отдельными элементами традиционной мордовской хореографии, но и научились танцевать эти элементы под музыку.

Поклон.

 Четвертый урок. «Составление этюдов с элементами традиционной мордовской хореографии».

 Тип урока: урок совершенствования знаний и умений с элементами творчества.

Оборудование: магнитола, подборка музыкальных произведений.

Методы и приемы: объяснение, демонстрация, практическая работа, творческое задание.

Ход урока.
1.     Актуализация прежних знаний.

Проверка знаний: 1. Показать положения рук в мордовском танце.

2. Показать позиции ног в мордовском танце.

3. Продемонстрировать танцевальные элементы.

4. Исполнить танцевальный этюд.

2. Совершенствование знаний и умений.

1. Начинается занятие с  поклона.

2. Далее все учащиеся становятся в линии в затылок друг другу и выполняют разминку для подготовки мышц к дальнейшей работе. Разминка обязательно включает в себя комплекс упражнений для работы всех групп мышц. Далее переходим к общеобразовательным упражнениям. Это разнообразные шаги, ходы, вращения, бег.  Музыка подбирается в соответствии с характером и темпом исполнения упражнений. 

3.Затем повторяем выученный этюд и переходим к индивидуальному самостоятельному заданию.

4. Индивидуальное самостоятельное задание: с помощью традиционных элементов мордовской хореографии сочинить этюд ( имитация трудового процесса, хоровод, пляска).

Дается определенное время (5-10мин) для выполнения задания.

5. Учащиеся показывают этюды собственного сочинения или группами, или по одному (соло).

3. Подведение итогов.

Сегодня на уроке вы показали свое мастерство не только в исполнении этюдов, но и в их сочинении. Молодцы!

Выставление оценок.
 Завершается урок поклоном.

  После таких уроков невольно замечаешь, как твои воспитанники более чутко начинают относиться к культуре своего народа, начинают интересоваться обычаями и традициями. Но самое главное– они пытаются все свои полученные знания и эмоции нести до своих сверстников, родителей, друзей. И делают это с удовольствием.

 
Рекомендации по подбору музыкальных произведений:


Обязательно иметь в наличии чувашские мотивы (фонограммы мордовских песен, танцев) :

- в медленном темпе;

- в среднем темпе;

- в быстром темпе.

 Планируя занятия по изучения чувашского танца, педагог должен учитывать четыре главных направления в работе, без которых невозможно достичь "звучания" музыки в движениях:

- основное направление - совершенствование восприятия музыкального искусства через осознание его драматургии; воспитание у детей способности тонко чувствовать музыку, умения передавать в жестах, движениях стиль произведения определенной эпохи;

- формирование пространственных ориентиров, развитие пространственного мышления и воображения;

- совершенствование навыков основных движений, выполняемых под музыку в разных музыкальных размерах: - 2/4, 3/4, 4/4, 3/8;

- обучение элементам танца; выполнение творческих заданий с использованием знакомых танцевальных "па", подбором  пластики, жестов в соответствии с характером музыкального произведения.

Таким образом, впечатления, полученные от движения под музыку на уроках ритмики (через подключение к музыкальной памяти - памяти мышечной), остаются на всю жизнь.

 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий